Железный крест


Эта военная награда третьего рейха вышла из прусской традиции вручения Железных крестов, как в девятнадцатом веке, так и во время Первой мировой войны. На смену дубовым листьям и коро­нам пришла свастика. Кстати, в 1957 году, когда в ФРГ вновь раз­решили носить награды второй мировой, на новом Железном кре­сте опять были изображены дубовые листья.
Возрождена Гитлером 1 сентября 1939 года в четырех степенях -Железный крест 2-го класса, Железный крест 1-го класса, рыцар­ский крест Железного креста и большой крест Железного креста. Однако впоследствии количество градаций увеличилось до восьми за счет изменений в рамках статуса рыцарского креста. Следует отметить, что Железные кресты разных степеней могли носиться и носились, как правило, одновременно.
Хотя в статуте Железного креста особо оговаривается, что это военная награда за храбрость, Железный крест, особенно высоких степеней вручался не только за личное мужество, но и за блестя­щее военное планирование, выдающееся командование, а также по совокупности заслуг. Следует особо отметить, что кроме собственно военнослужащих награды удостаивались полицейские, пожарные, железнодорожные служащие и т.д. Железный крест вручался также военнослужащим союзных войск и добровольцам из разных стран мира. Списки удостоенных рыцарского креста Же­лезного креста публиковались во всех газетах, торжественные це­ремонии награждения запечатлялись в кинохронике.
Из-за большого количества фирм-производителей и постоянных технологических изменений Железные кресты 1 -го и 2-го классов имеют массу разновидностей, рассказ о которых требует отдель­ного исследования. Здесь же выделим одну - это так называемые «пробные кресты», отличающиеся скругленной верхней частью цифры «3» в числе «1939». Практически сразу после начала изгото­вления крестов эта «округлость» не понравилась руководству Рей­ха, и кресты, которые не были вручены, были уничтожены. В насто­ящее время, по мнению специалистов, количество таких крестов не превышает нескольких сотен.

Железный крест второго класса


Эта награда, которой отмечали, как правило, единичный случай мужества, очень ценилась в первые годы войны, впоследствии ее значение девальвировалось, и требования для получения такого знака отличия значительно смягчились.
Крест диаметром 44 мм носился на полосатой черно-бело-красной ленте, символизирующей цвета третьего рейха. Качество изготов­ления крестов и обработки поверхности было очень высоким даже в те годы, когда награда стала массовой.
Железный крест состоял из трех частей - спаянных между собой двух половин серебряной рамки креста и собственно железной сердцевины.
Впрочем, рамки креста, изготовленные из серебра встретить очень трудно, это скорее исключение из правил. В основном их делали из так называемого «немецкого серебра» (сплав меди, цинка и ни­келя), а в конце войны рамки изготовлялись и из цинка, причем да­же не посеребренного. Вес креста зависит от использованного ма­териала и не является определяющим при установлении подлин­ности.
Навершие креста венчало ушко для кольца, на которое крепилась лента. На ушке ставилось клеймо изготовителя, хотя отсутствие клейма на ушке не может ставить под сомнение подлинность изде­лия - большинство Железных крестов второго класса не клей­милось.
Известны следующие клейма мастерских и LDO, производивших железный крест 2-го класса: 1,3,4,5,6,7,8, 11, 13, 15, 16, 19, 22, 23, 24, 25, 27, 33, 35, 40, 41, 42, 44, 49, 52, 55, 56, 65, 66, 75, 76, 80, 93, 95, 96, 98, 100, 103, 106, 108, 113, 120, 123, 125, 128, 133, 137, 138, 142 и Ц/3,1У11, L/12, L/13, L/58.
Сердцевина обычно была сделана из цельного железа (или специ­ально химически обработанного, или покрашенного в черный цвет). Однако, если вам попался крест, сердцевина которого не прилипает к магниту, это не значит что он фальшивый. Из-за засо­ленности морского воздуха кресты для награждения служащих кригсмарин изготовляли из черненого никеля или меди.

Железный крест вручался в голубом конверте с готической надписью «Eisernes Kreuz 2 Klasse» иногда в коробке из кожзаменителя. Также выдавался наградной документ, а в книжке военнослужаще­го делалась соответствующая запись.
Крест прикалывали на мундир только в торжественных случаях, обычно носили или колодку или ленту во второй сверху прорези для пуговиц на прусский манер.
Количество награжденных Железным крестом 2-го класса - около 3 миллионов человек. Однако следует учесть, что в это число вхо­дят как гражданские лица, так и воины стран-союзниц.

Накладка на орденскую ленту к Железному кресту 2-го класса


Предназначалась для тех, кто уже был награжден Железным крестом 2-го класса в Первую мировую войну и вновь отличился в ходе сражений Второй мировой.
Первоначально изготовлялась из высококачественного белого ме­талла с серебрением, однако к концу войны ее делали и из посе­ребренного цинка и из покрашенного цинка. Размер накладки - 32 на 31 мм, «фрачная» версия, изготавливаемая частным образом, была меньше - 25 на 25 мм.
Предназначалась для крепления на наградной ленте в тех случаях, когда первый Железный крест был надет на мундир.
В 1957 году накладка была выпущена в видоизмененной форме. В отличие от первой версии она крепилась к имперской ленте с помощью двух клямр.

Железный крест первого класса


Эта награда давалась более выборочно, чем крест 2-го класса и ценилась, естественно, выше.
Для получения Железного креста 1-го класса служащим сухопутных войск или ваффен-СС необходимо было проявить особое мужест­во в 3-4 случаях (не считая первого, за который полагался крест 2-го класса), служащие кригсмарин и люфтваффе могли получить на­граду, как за проявленное мужество, так и за конкретные успехи -для летчиков необходимо было иметь на счету 6-7 сбитых самоле­тов противника, моряки подводных лодок - за потопление судов противника общим тоннажем более 50 тыс. тонн.
Лицевая сторона и размеры Железного креста 1-го класса были идентичны кресту второго класса, оборотная же сторона представ­ляла собой гладкую посеребренную пластину с креплением (чаще всего булавочного типа, в редких случаях на винте).
До мая 1941 года некоторые фабрики-изготовители штамповали выпуклые кресты (как во время Первой мировой войны). Этот тип встречается весьма редко.
Известны следующие маркировки крестов по номерам лицензий и ЛДО: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 15, 20, 25, 26, 52, 65, 100, 107, L/Ю, L/11, L/12, 1/13, 1/15,1/16,1/18, 1/19,1/50, 1/52, 1/53,1/54, 1/55,1/56, 1/57, L/58,1/59, 1/68,1/73.

Кроме Германии и Австрии Железные кресты производились также в Японии и Испании. Чрезвычайно редкие японские Железные кресты предназначались для военных моряков и сотрудников военно-морских баз, действовавших на территории Японии.
Испанцы награждали военнослужащих Голубой дивизии и Голубого легиона. Испанские версии креста были как высококачественными, так и чрезвычайно слабо сделанными, однако, их, практически, всегда можно отличить от изготовленных в Германии.
Носился постоянно на левом нагрудном кармане мундира. Для того чтобы оригинал не повредился во время боя, многие носили официально изготовленные копии, которые отличались от оригинала способом крепления (только на винте со специальными выступающими зубцами по краям креста, чтобы он не крутился на одежде). Оригинальные кресты на винте встречаются в 10-15 раз реже, чем с традиционным булавочным креплением.
Крест вручался в обитой черным ледерином коробке с серебряным тиснением креста на крышке, крышка обивалась изнутри белым шелком, а основание коробки бархатом, правда, чаще использова­лись эрзац-материалы. По разным данным Железный крест 1-го класса за годы второй мировой войны получили от 300 до 575 тысяч человек.

Накладка на орденскую ленту к Железному кресту 1-го класса

Отличается от пряжки к кресту 2-го класса только большим разма­хом крыльев орла (44 мм) и способами крепления (в т.ч. на винте, на булавке) в связи с тем, что эту пряжку положено было носить над крестом первого класса, полученным ранее. Известны вариан­ты крепления накладки и креста как единого целого.
Характерно, что качество изготовления пряжки в ходе войны не претерпело изменений, оставаясь очень высоким.


 

 

Авторские права (с) Семенов Андрей Эдуардович
unsam@rambler.ru